Узелковый батик схемы. Узелковый батик мастер-класс, техника выполнения

06.02.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

«Узелковый батик»

(комплект занятий 4 часа)

г. Янаул:

Татьяна Ефимовна Бигильдина

2015

Тема: «Узелковый батик». (4ч.).

Цель: Научить детей выполнять узелковый батик.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с одним из методов выполнения батика – «узелковый батик».

Познакомить детей с изобразительным искусством эпохи палеолита.

Научить детей выполнять декоративные композиции в стиле наскальных рисунков первобытного человека и применять их в сочетании с узелковым батиком;

Развивающие:

Развитие художественного вкуса;

Развитие фантазии, творческих способностей обучающихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству и изобразительной деятельности;

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать умение организовать своё рабочее место.

Обогащать внутренний мир детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Актуальность: Не смотря на то, что человек в наши дни живёт в огромном мегаполисе, он, так же как и первобытный человек ощущает связь с природой и пытается изображать её. Если древнему человеку не приходилось выбирать изобразительные средства для своего творчества (камень и природные красители), то сегодня таких средств огромное множество. Даже в батике существует множество методов и приёмов. Один из них «узелковый батик». Узелковый батик намного быстрее приводит к конечному результату, что не может не заинтересовать детей. Кроме того, он непредсказуем, сохраняет загадку до конца выполнения работы.

Новизна: Мы изучили технику холодного батика - приёма довольно трудоёмкого. Узелковый батик – это ещё не знакомая детям техника, которая выполняется довольно просто и быстро. С её помощью можно расписывать большие площади, намного превышающие площадь рабочей рамки для батика, такие, как шарфы, платки, юбки и кофточки.

Занятие 1 (2ч)

Тема занятия: « Узелковый батик «Розетка» в тёплых тонах. Выполнение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Учебная работа с элементами творчества.

Цель занятия: Научить узелковому методу выполнения батика.

Задачи занятия : расширить кругозор обучающихся в области древнего искусства, развить фантазию, творческий потенциал, эстетические представления и художественный вкус. Воспитание любознательности, любви к истории родного края.

Зрительный ряд:

1.Презентация:

  • Этапы работы в технике «узелковый батик»;
  • Репродукции наскальных рисунков пещер: Альтамира, Ласко, Капова пещера, и африканских наскальных рисунков.
  • Работы художников в технике «батик» в стиле наскальных рисунков.

2.Репродукции наскальных рисунков;

3.Шаблоны изображений в стиле наскальных рисунков.

Материалы:

1. Ткань капроновая, размер 30х40 см.;

2. Краски тёплых цветов, разведённые водой 1:2;

3. Кисти беличьи № 3-4.

4. Баночки с водой;

5. Нитки шёлковые;

6. Фен;

7. Шаблоны изображений наскальных рисунков древнего человека;

8. Простой карандаш;

9. Рамки для батика, формат А-3;

10. Кнопки канцелярские;

11. Резервирующий состав чёрного цвета;

12. Трубочки стеклянные для нанесения крнтура.

План занятия:

2. Теоретическая часть………….………..……………………………….10мин.

3. Выполнение узелкового батика………………………………….…….30мин.

4. Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах………………..10мин.

5. Составление композиции, нанесение резерва…………………………30мин.

6. Завершение занятия …………………………………………………….5мин.

1.Приветствие:

Это очень лёгкий метод!

Им что хочешь, распиши.
В узел завяжу монетку,
Не на счастье – для души!

День-деньской по льну и хлопку,
навожу я кракелюр.
Развяжу я узел крепкий

И получится ажур.

О чём это стихотворение? (о батике) О каком?

Сегодня мы изучим новый метод росписи ткани «узелковый батик». Он интересен тем, что выполняется быстро и с его помощью можно расписывать большие площади.

2. Теоретическая часть (слайды 1-7)

Узелковый батик - вид художественной росписи ткани, заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски. В ткань завязывают стеклянные шарики, пуговицы, монеты.

Способы складывания самые разнообразные. Каждый художник изобретает свои способы и получает новые виды рисунка. Завязывать можно тоже по-разному.

Затем ткань смачивают водой и окрашивают. При этом заранее подбирают гармоничное сочетание цветов для окрашивания.

После высыхания, нитки аккуратно разрезают, скрутку разворачивают

В зависимости от способа завязывания, получаются различные виды рисунка

Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Скажите, как можно использовать узелковую роспись?

(для росписи одежды, драпировок и занавесов)

А ещё узелковый батик может служить фоном для других видов росписи. Нам сегодня предстоит выполнить работу в стиле наскальных рисунков первобытного человека. Посмотрите примеры работ на эту тему, выполненные в различных техниках батика (слайды 8-15) Для их выполнения понадобилось бы не менее четырёх занятий. Мы сделаем эту работу за полтора занятия.

3. Выполнение фона для рисунка: (слайды 16-18)

  1. Для этого сделаем скрутку «розетка». Розетку можно выполнить по разному: можно расположить её симметрично, можно нарушить симметрию, сдвинув центр скрутки вверх или в сторону. Можно вообще сделать её из угла ткани.
  2. Обычно скрутку смачивают водой и хорошенько отжимают. Мы этого делать не будем потому, что работаем c капроновой тканью. А она очень быстро пропитывается красками и без дополнительного смачивания.

(Дети сворачивают и перевязывают ткань, педагог показывает, как это делать на примере).

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Сели, встали. Сели встали.

И на месте побежали.

  1. Теперь окрасим нашу скрутку в тёплые цвета. Краски я подготовила заранее. Так как это будет фон, то он не должен получиться слишком ярким. Для этого я развела их в пропорции 1:2. Последовательность цветов выбирайте самостоятельно, чтобы каждая работа была индивидуальной. Получится рисунок «Солнышко». Не переувлажняйте работу. Иначе она будет слишком долго сохнуть.
  2. Складываем раскрашенные скрутки на блюдо и идём на перемену.

(Во время перемены педагог сушит работы феном).

4.Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах

Мы продолжаем работу над композицией. Разрежем скрутки ножницами.

Техника безопасности:

Не берите ножницы в руки без надобности;

Ножницами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать ткань;

Не размахивайте ножницами и не направляйте остиё в сторону товарищей или к себе;

Передавайте ножницы друг другу только вперёд кольцами;

После окончания работы нужно положить ножницы на стол;

После разрезания ниток, ткань расправляем и натягиваем на подрамник.

А пока мы готовим ткань к работе девочки расскажут нам о местах, где встречаются наскальные рисунки:

  1. докладчик - Пещера Альтамира; (слайды 19 -24)
  2. докладчик - Пещера Ласко; (слайды 25 -29)
  3. докладчик – Капова пещера; (слайды 30-33)
  4. докладчик – африканские наскальные рисунки; (слайды 34 -39)

5.Составление композиции.

Теперь, когда мы познакомились с изобразительным искусством эпохи палеолита, приступим к выполнению рисунков контурами сразу на ткань. При этом надо помнить, что стереть неудавшийся рисунок не получится. Представьте, что у первобытного человека тоже не было такой возможности. Природный краситель так въедается в камень, что сохраняется на десятки тысячелетий до наших дней. Для тех, кому трудно выполнять рисунок контуром, можете сделать предварительный рисунок карандашом и только в крайнем случае воспользоваться шаблонами.

Последовательность нанесения резерва:

- Резервирующий состав в трубочку набирает педагог;

Для предотвращения вытекания резервирующего состава, трубочку необходимо держать под наклоном, тонким концом вниз, крючком вверх;

Непосредственно в момент работы крючок трубочки переворачивается вниз и соприкасается с тканью под прямым углом;

Наносит контур надо сверху, идя постепенно вниз;

Для предотвращения образования утолщений на рисунке и клякс, необходимо пользоваться ветошью для удаления образовавшихся на конце трубочки капелек резерва.

Резерв наносится не спеша. При нанесении резерва необходимо следить, чтобы контур не прерывался и был достаточно толстым;

Чтобы рука не дрожала, необходимо зафиксировать предплечье упором на раму.

(Дети рисуют на ткани контуром, педагог заполняет трубочки резервом, следит за ходом работы, помогает исправлять ошибки).

6.Завершение занятия.

Наше занятие заканчивается, а работа над композицией ещё не завершена. Для высыхания контура понадобится не менее суток. Поэтому роспись рисунков красителями мы сделаем в следующий раз.

Скажите, какова была цель этого занятия? (научиться выполнять узелковый батик).

Рефлексия: Перед вами картина и наклейки солнышек и туч.

Кто считает, что научился узелковому батику, приклеивает солнышко на картину; кто считает, что не научился – тучку.

Если имеются тучки на картине, выявляем причины, обсуждаем результат.

Уборка рабочих мест.

Занятие 2 (2ч.)

Тема занятия: Завершение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Практическая творческая работа.

Цель занятия: Закрепить навыки росписи текстильными красителями.

Задачи занятия : развитие художественного вкуса, воспитание усидчивости, внимания, добросовестного отношения к выполняемому делу.

Зрительный ряд: Репродукции наскальных рисунков эпохи палеолита.

Материалы:

1. Ткань капроновая, с нанесённым контуром рисунка, натянутая на подрамник А-3;

2. Краски: черная, коричневая, красная, оранжевая;

3. Кисти беличьи № 2.

4. Баночки с водой;

План занятия:

1. Приветствие. Сообщение темы занятия...…………………………….5мин.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков…………...………………..80мин.

3. Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест…………5мин.

1.Приветствие.

Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

Сегодня мы заканчиваем композицию в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков . Хотя мы будем расписывать фигуры в виде силуэта. Но это будет не чисто чёрный силуэт, а силуэт с добавлением коричневой, красной и охристо-оранжевой краски. Это сблизит наши изображения с наскальными рисунками и сделает их более объёмными.

(Дети раскрашивают фигурки красителями, педагог следит и помогает исправлять ошибки).

Техника безопасности:

  1. Хотя красители «decola» считаются безопасными для детей, нельзя допускать их попадания в рот и на слизистые оболочки;
  2. Пользоваться красками можно только из блюдечка, предварительно набрав их из баночек;
  3. Крышки на баночках необходимо каждый раз закручивать и ставить в коробку.

Физкультминутка в середине занятия:

1,2,3,4,5

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Наклониться-3,4

И на месте поскакать:

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку!

3.Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест.

Примеры работ

Приложение 1

Пещера Альтамира. Находится в Испании. В г. археолог -любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Рисунки представляют изображения бизонов , лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем , охрой , гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» эпохи палеолита.

2. Пещера Ласко. Находится во Франции. Её в 1940 году обнаружили 4 мальчика, которые, играя забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы в эпоху палеолита.

3. Капова пещера. Иначе её называют пещера Шульган-Таш, находится в Бурзянском районе Башкирии. Известна наскальными рисунками эпохи палеолита. «Капова» происходит от слова «Капище», то есть в доисторические времена использовалась как храм.

Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Рисунки выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты .

  1. Африканская наскальная живопись.

Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка. Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды. Они позаботились о том, чтобы их знания не исчезли в сыпучих песках времени, поэтому старательно нанесли на скальную породу самое важное по их мнению. Множество петроглифов по всей Африке говорят об одном, работа древних людей не была напрасной, послание успешно прошло сквозь тысячелетия. Множество неглубоких гротов и пещер испещрены петроглифами, которые описывают жизнь древних африканцев. Как и наскальные рисунки из других регионов мира, на африканских можно полностью проследить историю людей того времени. Сцены охоты достаточно точно передают весь процесс в мельчайших деталях.

Тассили-н-Ажер в Алжире, что означает "Плато Рек" - один из самых известных в Северной Африке, горных массивов с наскальной живописью. Рисунки, найденные там, показывают зеленую Сахару, изобилующую жизнью, которая выглядит абсолютно контрастно по отношению к той засушливой пустыне, которой с тех пор стал этот регион.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Notice : Undefined variable: byline in /home/artfo566/domains/сайт/public_html/wp-content/themes/protopress/inc/template-tags.php on line 91
Опубликовано

Метод «прямого нанесения» красителя на ткань — самый удобный, экономичный и наиболее экологически безвредный по сравнению с традиционным методом окрашивания в ванне. Вам не придется приготавливать больших объёмов краски и погружать в неё ткань. Вместо этого нужно приготовить небольшое количество концентрированного раствора красителя и наносить его непосредственно на нужные участки ткани.

Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по приготовлению краски и статью о технике безопасности, так как инструкция купленой вами краски, может отличатся от нашей.

Что потребуется:

  • Очень удобно использовать в качестве рабочей поверхности картон от упаковочных коробок. Поверх картона постелите пластиковую плёнку, а на плёнку положите слой старых газет.
  • Для личной защиты:
  • Резиновые перчатки, чтобы защитить кожу от воздействия химических и красящих веществ.
  • Бумажная маска, чтобы предотвратить вдыхание порошка.
  • Защитный халат или фартук, чтобы не испортить одежду брызгами краски.
  • Пластиковое ведро или таз для приготовления фиксирующего раствора.
  • Кувшин или банка для приготовления «химической воды».
  • Банки для приготовления смеси красителей.
  • Резинки, шнурки, нитки и т.д. для создания узоров (зависит от проекта)
  • Пипетки, мягкие пластиковые бутылки или другие инструменты для нанесения краски на ткань.
  • Измерительная посуда или мерные ложки.

Шаг 1.

Новую ткань или изделие перед началом работы необходимо выстирать, чтобы удалить остатки любых веществ, которые могут помешать красителю окрашивать волокна.

Шаг2.
Подготовка фиксирующего раствора.
Растворите 3/4 стакана карбоната натрия (кальцинированная сода ВНИМАНИЕ! Это — не питьевая сода!!!) в 4 л тёплой воды. Если этого количества раствора недостаточно, чтобы покрыть весь материал, приготовьте больше фиксажа, следуя рекомендованной пропорции.

Шаг 5.
Обработка материала фиксирующим составом.

Время обработки ткани в фиксирующем растворе не имеет определяющего значения для качества окрашивания.

Достаточно просто окунуть и хорошо пропитать материал содовым раствором, но лучше оставить ткань в растворе на 5 минут — это нормально. Можно — на ночь, что тоже возможно.

Не обязательно готовить большой объем фиксажа, чтобы погрузить весь материал сразу. Раствор можно использовать многократно, обрабатывая поочерёдно несколько изделий или кусков ткани.

Если вы не располагаете достаточным временем для закрепления краски, можно поместить ваше изделие в микроволновую печь на несколько минут.
Но время закрепления краски в микроволновке зависит от нескольких показателей — массы изделия, мощности печки, интенсивности красящего раствора и расположения пакета на поворотном круге печки.

Использование микроволновой печи для закрепления красителей на изделиях из шёлка и шерсти вообще не рекомендуется

(можно сжечь ткань или получить пятнистую окраску), а для хлопка, льна и вискозы требуются экспериментальные пробы. Кроме того это можно делать только в печке, которая не используется для приготовления пищи.

Шаг 10 — последний.
Промывка готового изделия.

Первый раз промыть изделие, не удаляя фиксирующих перевязок, в проточной воде комнатной температуры.

Не забудьте о защитных резиновых перчатках.
Когда вода станет более или менее прозрачной, прополоскайте изделие в воде с уксусом (примерно 100 г 3% уксуса на 5 л воды).
После этого снимите перевязки и прополоскайте изделие в том же порядке.

Лучший способ полоскания изделия — добавление . Это специальное моющее средство, способствующее наиболее полному удалению несвязанного красителя с ткани.

Синтрапол добавляется в первую промывочную ванну (примерно 1 ст ложка синтрапола на 15 л воды). После промывки с синтраполом добавлять уксус в последнюю промывочную воду не нужно.

Промывайте изделие, пока вода не станет прозрачной.

Затем высушите изделие.
Удачи!

© При использовании материалов сайта активная на www..

Тема мастер-класса

«Узелковый батик». Изготовление салфетки.

Цели мастер-класса:

1. Способствовать развитию интереса к ДПИ участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;

2. Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной деятельности;

3. Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.

Практическая работа: Задание. Изготовление салфетки в технике узелкового батика.

Материалы и инструменты: белая бязь, фломастеры по ткани, краски для росписи, нитки для завязывания узелков, баночки для воды, клеенки, образцы работы, кисти, фен, ножницы, перчатки.

Форма работы: индивидуальная.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент:

· а) приветствие

Уважаемые коллеги в рамках моего мастер-класса я хочу вам предложить одно из занятий проводимых мною в студии ДПИ. Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы. Вы сегодня будете в роли учеников впервые пришедших на занятие студии по узелковому батику.

2. Введение в тему занятия:

(знакомство с материалами и инструментами для узелкового батика)

· 1.Знакомство с узелковым батиком.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком). Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя техника батика. Ее появление прогнозируют еще в 8-м веке, а родиной считается Индокитай. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно - или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры , покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.


Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Существует несколько видов батика:

· техника горячего батика (парафин);

· техника холодного батика (резерв);

· техника набивного батика (штамп, трафарет);

· техника узелкового батика (узлы).

· 2. Знакомство с тканями.

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани, бывшие в употреблении, но выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Все ткани, применяемые для батика не должны быть синтетическими или иметь примесь синтетических волокон, так как для этих волокон необходимы более сложные красители. Если ткань имеет смешенные волокна, то при работе с анилиновыми красителями синтетические волокна не окрашиваются, т. е. получается не четкий, размытый рисунок.

· 3. Знакомство с красителями.

Для узелкового батика используются анилиновые красители для х/б тканей, которые продаются в магазине. Можно приготовить красители из природных материалов. Из луковой шелухи получается желтый или коричневый цвет, из листьев крапивы – темно-зеленый.

· 4. Тонкий шнур или крепкая нить - для подготовки ткани к покраске.

· 5. Вспомогательные предметы: мелкие камушки, скорлупа от яиц, кусочки дерева, плоские ровные дощечки, прищепки, для штампов можно использовать пробки, пластмассовые коробочки, крышки.

3. Знакомство с техниками выполнения узелкового батика

Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: завязывание, скручивание, складывание и подгибание, зашивание.

1. Способ завязывания.

Этот способ основан на механическом способе резервирования ткани. Ткань может собираться произвольно или заглаживаться и перевязывается нитью или завязываться узлом в нескольких местах.

Затем сложенную ткань перевязывают нитями, зажимают прищепками или струбцинами.

Ткань можно полностью окунать в раствор красителя или провести частичную окраску.


4. Способ зашивания ткани.

Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Можно прошивать узоры черной нитью, это создает дополнительный эффект, так как черная нить при кипячении окрашивает ткань.

Сегодня мы с вами будем осваивать некоторые приемы в технике узелкового батика. Несколько из них я покажу вам сама, а некоторые вы сможете, выполнить сами по своему желанию используя схемы и подручный материал. Который будет лежать в моей коробочке. На нашем занятии главными в вашей работе будет, конечно же, ваше воображение, а материалами изобразительной деятельности, с помощью которых вы будете фантазировать и воображать – ткань, краски.

Для того чтобы приступить к выполнению одного из приемов узелкового батика «спираль», вам необходимо смочить ткань (Демонстрация образца работы) . Возьмите в руки кисть, поставьте ее на середину салфетки и начните скручивать ткань вокруг кисти.(Демонстрация приемов работы.)

После того как вся ткань скрутилась, уберите кисть и зафиксируйте получившейся комочек при помощи ниток.

6. Практическая деятельность. Роспись ткани.

- Выберете цвета краски, которые вам больше всего сегодня нравиться.

Хочу вам напомнить, есть краски холодные – это синяя, фиолетовая, голубая. Если в палитре цветов не присутствует фиолетовая краска, то ее можно получить, смешивая красную и синею краски. В зависимости от того какой насыщенности вам нужен фиолетовый цвет, такое количество краски вы добавляете в красную краску. И краски теплые – это красная, оранжевая и желтая. Так как в вашей палитре цветов отсутствует оранжевая краска, то ее можно составить, смешав красную и желтую краски. Перед каждой сменой краски необходимо промыть кисть.

Участники мастер-класса приступают к работе и выполняют узор «спираль» и закрепляя ткань при помощи ниток.

- После того, как все расписано, ткань рекомендуют высушить, а только потом развязать узелки. По желанию это можно сделать и сейчас. При помощи маникюрных ножниц разрезать узелки, затем высушить ткань феном.

Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств. Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность. Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканых и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.

Предлагаю участникам выполнить самостоятельно любой узор из предложенных в технологической карте мастер-класса.

Во время практической работы веду индивидуальную работу с участниками мастер-класса.

6. Итог занятия

Понравилось вам этот вид деятельности? (Ответы)

Получили ли вы удовольствие от занятия? (Ответы)

7. Применение для учащихся.

Узелковая техника доступна и легка в исполнении, ею можно овладеть, не имея художественных навыков, поэтому она может применяться как для кружковой работы с учащимися, так и в качестве вариативной части для проведения уроков технологии.

Узелковый батик встречается в культуре многих народов. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы. Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.

Узелковый батик в Африке

В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.

Узелковый батик в Индии

В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.

Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.


Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Сочетание узелкового батика с другими техниками

Узелковый батик можно сочетать с другими техниками - с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.

В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.

Использование узелкового батика

Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

  • бязь;
  • ситец;
  • сатин;
  • тонкое простынное полотно.

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Технология

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Как закрепить состав?

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).

Похожие статьи